История автомобильной марки Skodа

История ШкодаСреди производителей автомобилей верность своим традициям удалось сохранить лишь не большому количеству концернов по постройке автотранспорта. Похвастаться такой самобытностью по праву может компания, выпускающая хорошие европейские автомобили – Skoda Auto.

Сегодня – это автомобилестроительная компания, входящая в концерн Фольксваген, а ее главное предприятие расположено в Чехии в маленьком живописном городке Млада-Болеслав. Поэтому на вопрос: «Шкода — чья это марка?» наиболее правильным будет ответ — Чешская, но собранная с немецкой точностью.

История Шкода — ее возникновение и становление, как автопроизводителя с мировым именем, насчитывает более одного века и связана с двумя отдельными компаниями: фабрикой Эмиля Шкода и Laurin&Klement, объединившиеся в последствии.

Поэтому давайте рассмотрим каждую из них. Начнем с истории фабрики, которая дала имя современным автомобилям.

Фабрика Эмиля Шкода

Годом основания фабрики Шкода принято считать 1859 г. Именно в этом году граф Валленштейн-Вартенберк основывает предприятие в г. Пльзень. Специализацией его фабрики было литейное и машиностроительное дело.


Эмиль ШкодаСпустя десять лет, в 1869 году владельцем и руководителем фабрики становится Эмиль Шкода. Именно его фамилия стала названием торговой марки. Став ведущим промышленным предприятием в Австро-Венгрии, фабрика Шкода завоевала и международные рынки. Доказательством может служить география применения изделий, выпускаемых Шкодой — детали Ниагарской электростанции, элементы для шлюзов Суэцкого канала.

В 1899 году фабрика преобразовывается в акционерную компанию. Накануне Первой Мировой войны Skoda становиться одним из крупнейших производителей вооружения в Австро-Венгрии. Основная ее продукция была тяжелые пушки и боеприпасы для них. С приближением войны ориентация производства все больше изменялась на производство продукции для армии. В 1923 году был запатентован торговый знак компании Шкода, который сегодня мы видим на автомобилях марки Skoda. Это изображение стрелы с перьями.

После Второй Мировой войны Skoda стала национальным предприятием и ведущим производителем автомобилей и мотоциклов. Сегодня это большой холдинг, выпускающий электро и тепло поезда для железной дороги, как основной вид деятельности. Но Skoda auto, стоит немного в стороне, и про ее историю стоит рассказать отдельно.

Компания Laurin & Klement

l&k

С этой компанией тесно связана история становления компании Skoda Auto. В 1895 году два любителя велосипедов Клемент и Лаурин объединили свои усилия и наладили в чешском городке Млада-Болеслав производство велосипедов собственной конструкции. Имя своему детищу два Вацлава дали «Славия». На тот момент Вацлаву Лаурину было 30 лет, а его компаньону Вацлаву Клементу 27. Совершенствуя конструкцию велосипедов, к 1899 году они перешли на выпуск мотоциклов, оборудовав их одноцилиндровым двигателем.

Voiturette A

На этом изобретательский прогресс компаньонов не закончился. И в 1905 году они предоставили миру свой первый автомобиль Voiturette A. Через некоторое время этот автомобиль стал серийным. Двигатель был V-образный 2-цилиндровый с водяным охлаждением. В этом же году автомобиль завоевал первое место среди дорожных автомобилей в гонке в Семмеринге (Австрия). В следующем году на автомобиль установили 4-цилиндровый двигатель, а еще через год 8-цилиндровый.

Большой успех автомобиля и расширение производства привели к тому, что 19 июля 1907 года компаньоны официально зарегистрировали акционерную компанию «Laurin&Klement» (L&K) с автомобильным заводом в Млада-Болеславе. Этот год стал звездным для основателей компании. Их автомобиль принимал участие в популярных автомобильных выставках, которые проводились в Санкт-Петербурге, Лейпциге, Париже, Берлине и других городах. Представительства компании открывались по всей Европе – в Германии, Италии, Великобритании, России.


Автомобили этой марки участвовали и побеждали в престижных гонках и соревнованиях. Для этого создавались специальные гоночные автомобили. Кроме этого компания занялась производством авиационных двигателей и электрогенераторов.

Развитие производства и выпуск специализированных автомобилей

В 1908 году выехал за ворота сборочного цеха последний автомобиль с 2-цилиндровым двигателем. Далее использовался 4-цилиндровый двигатель. Компания L&K в этом же году выиграла тендер от администрации Черногории на производство специализированных автомобилей для перевозки почты и пассажиров по узким, крутым и извилистым дорогам с ограниченными местами для маневров. Для этого был создан автомобиль с укороченным шасси и расположением кабины над двигателем.

Слияние компаний Laurin & Klement и Skoda

skoda историяМировой финансовый кризис и послевоенное время привело к объединению Pilsen SKODA и компании Laurin & Klement в синдикат «Шкода». Это произошло 27 июня 1925 года. Качество производства фирмы Laurin & Klement высоко ценилось, что позволило им сохранить свою эмблему до 1926 года. Однако, новой компании была необходима торговая марка, охраняемая авторскими правами. Поэтому в 1926 году на смену логотипу L&K пришел новый логотип Skoda.

Более подробно о логотипе Skoda можно почитать в нашей статье: История и значение логотипа Шкода.

Шкода 110 и создание сборочной линии

Прорывом в автопроизводстве стала Шкода-110, ее выпуск начался в конце 20-х годов. Постоянная модернизация автомобиля и технологического процесса привели к созданию сборочной линии. Это позволило выпускать до 25 автомобилей в день, а после модернизации – до 95 штук.

Отличительной чертой моделей 4R и 6R стала унификация отдельных деталей и узлов – рулевой части, коробки передач, осей и прочих. Это стало большим достижением в автомобилестроении.

По итогам 1930 года Шкода стала вторым автопроизводителем в Чехии по количеству выпущенных автомобилей. Компания владела автозаводом в Млада-Болеславе, отделением в Пльзене, ремонтным предприятием в Праге и множеством представительств по всей Европе. 1934 год ознаменовался выпуском новой модели Popular, которой удалось выиграть заезд на ралли в Монте-Карло в 1936 году.

Skoda Auto в период Второй Мировой войны

Черной полосой в истории компании стал период Второй Мировой войны. Немецкая оккупация 1939 – 1945 годов не оставила сотрудникам другого выбора, кроме как начать работать на благо рейха. В этот период количество выпускаемых гражданских машин резко сократилось.

Национализация и советский период

В 1946 году в результате процесса национализации предприятие стало национальным и получило монополию на производство пассажирских гражданских автомобилей. В советский период компании удавалось поддерживать принятые стандарты качества, однако ни о каком прогрессе не было и речи. Лишь в 1987 году производство начало расти и продолжило свое развитие. Это произошло благодаря выпуску новой модели Skoda-Favorit. Следующая модель Skoda 1101 за долгие годы усовершенствований трансформировалась в известную Octavia. Практически сразу после нее появилась Felicia. До 1988 года моторы на Шкодах располагались в задней части кузова.

Шкода становится частью концерна Фольксваген Груп

Фольксваген груп
Фольксваген груп

Изменение политической ситуации в 1989 году заставило руководство компании Шкода задуматься о долгосрочном будущем. Для достижения успеха и экономического роста компании был необходим надежный партнер, способный инвестировать финансы в компанию Шкода. Все это привело к тому, что правительство страны в декабре начало сотрудничество с немецкой группой компаний Volkswagen Group.

Процесс объединения Skoda и Volkswagen закончился 16 апреля 1991 году. Результатом стало предприятие с названием ŠKODA, automobilová a.s. Таким образом, Шкода стала четвертым брендом концерна Фольксваген Груп наравне с AUDI, VW и SEAT.

В результате данного объединения на свет появились обновленные версии «Фабии», «Фелиции» и «Октавии». К тому же Шкода Авто предоставил современную версию Superb, выпускавшуюся в период с 1934 по 1949 годы. Название этой модели в английском, французском и немецком языках означает одно и то же – эффектный, благородный, величественный, замечательный.

На данный момент производство компании Шкода Авто обеспечивает рабочими местами приблизительно 18 000 человек. Это около 1/3 всех рабочих мест в Чехии. Порядка 80% произведенных автомобилей направляется на экспорт.

Послесловие

История становления и развития компании Шкода является примером стойкости и изобретательности. Ей пришлось пережить много событий, и не только хороших. Самыми значимыми стали: Вторая мировая война, распад Чехословакии и слияние с Фольксваген Груп. Однако ничто не смогло изменить ее стремление к лучшему и желания не отступится от собственных традиций. В этом и заключается секрет успеха чешской автомобильной компании.

Все вышесказанное хотелось бы дополнить оригинальным видео рядом, который дополняет все сказанное.